Top

Схема отопления. Нужен ли кран на байпасе?

нужен ли кран на байпасе

Схема отопления. Нужен ли кран на байпасе?

Схема отопления или то, как соединяются трубы между собой в единую систему - достаточно серьезный вопрос. И в этой статье мы рассмотрим одну достаточно спорную тему, которая звучит так: "нужен ли кран на байпасе (перемычке) батареи центрального отопления?". То, что сам байпас нужен - это у большинства не вызывает сомнения. Но вот по поводу вентильного крана ходят жаркие дискуссии.


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. О чем спор?
  2. Законы физики
  3. Чьи интересы затронуты, и зачем нужен кран?
  4. Просьба к профессионалам

Схема отопления. О чем спор, собственно

Схема отопления предполагает как наличие крана на байпасе, так его и отсутствие. Давайте рассмотрим эти 2 варианта:

с краном на байпасе:

система отоплениябез крана на байпасе:
схема отопления

Если полазить по просторам интернета, то можно встретить совершенно противоположные точки зрения как отдельных людей, так и фирм, занимающихся монтажом батарей центрального отопления.

Если смотреть в корень,  то проблема куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. И лежит она в плоскости затрагивания интересов отдельных людей и целых организаций.

Давайте еще раз немного вспомним, зачем в принципе нужен байпас. Байпас (он же перемычка) устанавливается перед батареей, обеспечивая независимый ток горячей воды через Вашу квартиру. Одним словом, есть у Вас батарея или нет, в хорошем она состоянии или плохом, вода через Вашу квартиру должна проходить независимо от этих факторов через перемычку.

Поэтому, то, что перемычка нужна - это бесспорный аргумент. Если, к примеру, у Вас вообще нет байпаса, а к трубе подсоединена только батарея, то это грозит очень неприятными последствиями:

  1. Если батарея вдруг потекла, то нет никакого способа остановить течь - залив соседей снизу обеспечен.
  2. Если батарея вдруг засорилась, то Вы заблокировали весь  стояк, и Ваши соседи остались без воды.

Против этих аргументов не поспоришь.

А дальше, относительно крана на байпасе, нужен ли он, идут постоянные споры.

К слову скажу, что оба варианта монтажа батарей отопления, которые Вы видели выше на картинках, делали 2 разные лицензированные фирмы. У каждой своя правда!

Законы физики

Давайте обратимся для начала к законам физики!

Вода всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Сопротивление там меньше, где диаметр трубы больше. Когда вода приходит к Вам в квартиру, то разделяется на 2 потока: по перемычке и по батарее. По правилам диаметр перемычки должен быть на один калибр меньше, чем диаметр прямой и обратной трубы. Например, если диаметр трубы из стены 1 дюйм, то диаметр перемычки должен быть 3/4 дюйма.

Для чего это делается? Чтобы основной поток воды все же проходил через батарею, а не через перемычку. Если диаметр всех труб будет одинаковый, то воде гораздо легче будет проходить только через перемычку. А теперь представьте, что напор воды слабый или недостаточный. В этом случае, если у Вас в батарее много колен, то лишь первые будут горячими, а последние еле теплыми, не замечали?

Так вот, уменьшая диаметр перемычки (увеличивая сопротивление току воды в ней) достигается больший проток через батарею. А теперь взгляните на мою вторую картинку, где на перемычке нет крана. Видите, все трубы одинаковые, значит и здесь мастер недоработал.

Почему так происходит? Наверное ленятся мастера, да и возни больше. Нужно трубы разных диаметров закупать и их монтировать.

Теперь об интересах тех и других. И для чего же все-таки нужен кран на байпасе?

Итак, смотрим в корень. Горячая вода бежит к нам из города в дом по большим трубам. Трубы эти, как мы все знаем, в основной своей массе находятся в плачевном состоянии:

  • Первое плачевное состояние - это ржавая вода в проржавевших трубах. В результате грязь забивает наши батареи, через них плохо проходит вода и блокирует ток воды к соседям. Кто виноват?
  • Второе плачевное состояние - это частые аварии, приводящие к тому, что целые дома стоят зимой без отопления. Кто виноват?

Если у Вас в результате этих казусов засорились трубы или Вы просидели несколько дней без тепла, то по квитанции Вы все равно исправно заплатите столько, сколько Вам начислили, как будто бы все было на высшем уровне и Вы получили качественные услуги. В суд идут или самые отчаянные или у кого много свободного времени.

Итог - Ваше неудовлетворение положением дел.

Для ТСЖ, ЖСК и т. п. неинтересно учитывать интересы каждого отдельно взятого жильца, слишком уж это муторно и накладно! Гораздо проще прописать для всех единые правила и карать непослушных. Поставил кран на перемычку - плохой! Даже если кран всегда открыт - все равно плохой! Не положено! А кто-то идет на встречу, понимая для чего человек его поставил. Кто виноват?

1-ый вариант

А теперь давайте посмотрим на каждого отдельно взятого жильца. Он один на один со своими проблемами. Вот представим, что у него много детей и большое помещение, которое нужно отапливать. Вот поставил он батарею, поставил перемычку, а напор воды слабый. Ну такой слабый, что вообще через батарею не идет: из 12 колен только 3 горячие, остальные еле теплые. И еще сантехник все трубы одного диаметра сделал.

Что прикажете делать этому жильцу. Вы скажете, батарея, наверное, засорилась. Хорошо. Вот перекрыл он краны на своей батарее, снял ее промыл, прочистил или вообще новенькую поставил, ..., а напора нет... или его недостаточно... Дети мерзнут...

Вот в этом случае и нужен кран. Перекрыл его полностью на перемычке и вся вода тогда пошла через батарею. Я не утверждаю, что это нормальный эксплуатационный режим. Нет! Но в периоды, когда происходят аварии, в батареи подают очень слабый напор воды. Люди мерзнут. Как временное решение, почему бы не пустить всю воду через батарею. Но тут вся ответственность лежит на данном человеке. Он обязательно должен открыть кран на байпасе, когда авария будет устранена.

Главный конфликт этого решения состоит в том, что пуская абсолютно всю воду через свою батарею, данный жилец немного понижает температуру входящей воды для соседа снизу, поскольку батарея в любом случае успевает отдать в комнату определенное количество тепла.

Таким образом, каждый последующий сосед при тех же действиях еще более понижает температуру воды для нижестоящего. Однако, в условиях слабого давления, когда ток воды в основном идет через перемычку, батареи у всех и так практически не нагреваются, так что лучше иметь минимальное тепло всем, чем вообще сидеть без тепла никому.

Здесь есть и второй подводный камень. Закрывая кран на перемычке, т. е. пуская всю воду через батарею, нужно быть абсолютно уверенным, что Ваша батарея не засорена. В противном случае Вы рискуете заблокировать весь стояк, а вот тогда точно ждите приход обозленных соседей.

2-ой вариант

Другой эпизод. Представим, что вдруг батарея плохо стала греть при достаточно хорошем напоре - в один из кранов, перекрывающих батарею попала грязь. В результате весь поток горячей воды будет перенаправлен в байпас. Не каждый может оперативно отключить батарею и ее почистить.

Например, одинокая пожилая женщина это не сделает. А если местный сантехник заболел, а на частника нет денег, то возможно ей придется сидеть без тепла несколько дней. Временное перекрывание крана на перемычке иногда может оказаться спасительным. Если весь поток направить прямиком в батарею, то есть небольшая вероятность, что грязь протолкнется и батарея снова будет функционировать.

Опять же в этом случае нужно обязательно не забыть отрыть кран после решения проблемы. Если при таком способе грязь не протолкнулась - ничего не поделаешь, перемычку необходимо открыть и уже ждать прихода мастера.

Получается, иногда кран на байпасе может пригодиться. Да, в 95% случаях он должен быть открыт и обеспечивать свободный ток воды через квартиру. Но бывают ситуации, когда его присутствие может выручить. Однако из-за конфликта интересов, договориться людям между собой очень сложно.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что проблема комплексная.

Если бы к нам поступала вода не по ржавым трубам, если бы давление воды всегда было в норме, если бы сантехники всегда соблюдали правильность выдерживания диаметра труб при монтаже, если бы сами люди были внимательными к тому, что им делают мастера, то тогда и не нужен был бы кран на байпасе.

Но на практике мы видим другую картину. Поэтому делать крайними только жильцов в этой ситуации было бы неправильным.


Все статьи по отоплению

1. Замена батареи отопления в квартире
2. Правильная эксплуатация батареи центрального отопления
3. Демонтаж радиатора отопления. Скрытая опасность
4. Отопление своими руками. Монтаж стального байпаса на батарею
5. Схема отопления. Нужен ли кран на байпасе
6. Отопление в квартире. Как правильно закрыть батарею на лето
7. Какой радиатор отопления выбрать


31 комментарий


  • Книги и видеокурсы
  • Евгений

    9 января, 2014 at 5:55 пп

    Кран на байпасе нужен для того чтобы устранить:
    -недостаток образования и нежелания работать у “специалистов”;
    объяснить почему у нас в стране плохие коммуникации?
    Я, наверное, правильно понял? АА статья очень интересная и злободневная.

  • Piligrim

    6 июля, 2014 at 8:57 дп

    Спасибо за хорошее разъяснение. Очень познавательно!

  • Александр

    21 сентября, 2014 at 7:34 пп

    Кран на байпасе это допзаработок для сантехника и только.
    Статья не для спецов, т,к,морализацией объяснить теплотехнику невозможно.

    • Татьяна Юрьевна

      11 марта, 2019 at 9:32 дп

      Летом 18года делали капремонт в Шумерле, Чувашия. Купила биметалл сама, накрутили байпасы без кранов, всё тепло проваливается – беда -третью жалобу пишу в Жилинспекцию. Всю зиму мёрзну, батареи сверху в двух секциях тёплые,остальное холодное. Пришли из УК и ЖИ с нагретым градусником в 21градус, так и отписываются. А у меня 5 этаж,один стояк с полотенцесушителем и двумя батареями на кухню и зал. СУКА из Жилинспекции пирометром снял 52 градуса на стояке и 33 гр. на батареях. Молчат в ответах про эти измерения, везде 21 градус нагретый на яйцах отписывают и ссылаются на термометр, а я не моюсь,холодно! Рыбки дохнут. Жилинспекция г. Чебоксары отписала ” пирометры для измерений не предусмотрены”. Как и чем ТВАРЕЙ пробить, живу одна, пенсионерка.

      • Елена

        17 октября, 2020 at 8:33 дп

        Здравствуйте!Пятижтажный дом, 2 этаж. Правильно ли сделано подключение радиаторов? Однотрубное. На стояке кран, и сразу разводка без байпаса к радиатору, краны у радиатора стоят.Спасибо. не щнаб как добавить фото

  • Василий

    10 октября, 2014 at 5:35 дп

    Мое мнение чем больше кранов тем больше маневренности и при ремонтах и при работе самой системы

  • Евгений

    5 мая, 2015 at 10:39 дп

    Здравствуйте. У меня возник вопрос о том необходимо ли устанавливать отсечные краны перед радиаторами отопления? Я купил квартиру у застройщика и при приеме обнаружил что нет отсечных кранов о чем сообщил. В ответ мне пояснили что они не устанавливаются тк стоит бай-пас и терморегулятор. Я попытался возразить что если прорвет радиатор то до окончания рем работ весь стояк будет без тепла, на что мне ответили у нас по проекту их нет. А ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ??? и где это указано?? спасибо

  • Андрей

    13 августа, 2016 at 10:59 дп

    В общем так кран на байпасе нужен и закрыт он всегда открывать его нужно только в случаи ремонта радиатора чтобы не отключать стояк от тепла

  • Prek

    30 сентября, 2016 at 8:57 дп

    За закрытый кран на байпасе морду бить надо! 👿

    • Лука

      13 января, 2023 at 1:34 дп

      с фига ли? Ладно если закрыт радиатор и байпас, а если радиатор открыт, с чего я должен упускать тепло, за которое плачу? Естественно, речь про нормальную ситуацию, когда радиатор адекватного размера и один, а не несколько штук от одной трубы вдоль всей стены, тут уж точно воровство, в ином случае, моё, честно оплаченное.

  • Игорь

    28 октября, 2016 at 4:48 дп

    Добрый день Сергей! Вы пишете что “Я потратил целый вечер, чтобы найти на форумах ссылку на законодательную норму, в которой бы говорилось, что на байпасе ставить кран нельзя.” Я к сожалению не такой профессионал как вы в этом вопросе, но с меня управляющая компания требует снятия крана с байпаса, может быть вы подскажете ссылочку на эту законодательную норму для меня
    С уважением Игорь

  • Маргарита

    23 апреля, 2017 at 3:26 пп

    Добрый вечер, Сергей! Сегодня 24 апреля отключают отопление. Вопрос: кран на перемычке открыть, а внизу закрыть? С уважением, Маргарита

      • Юлия

        8 декабря, 2017 at 8:10 дп

        Сергей добрый день! Хотела бы Вам прислать фото стояка, на котором видно как подключен мой радиатор в квартире, чтобы узнать Ваше мнение, т.к. в ближайшие дни жду прихода с УК

  • Маргарита

    28 апреля, 2017 at 5:53 дп

    Спасибо, Сергей! Желаю здоровья и удачи! Продолжайте радовать читателей и почитателей Вашего очень полезного сайта! Творческих успехов!

  • Татьяна

    13 мая, 2017 at 1:49 пп

    А у нас старый дом чугунные батареи, ни байпаса, ни соответсвенно крана на нем нет и тепло в квартире.)

  • Антон

    2 августа, 2017 at 6:35 дп

    Когда я работал слесарем в теплосети – мы просто снимали ручки с кранов на байпасах. Этим минимизируется шанс того, что какой-нибудь ребенок или сердобольная старушка заморозят весь подъезд

  • Юлия

    26 декабря, 2017 at 2:32 пп

    Добрый день прошу помочь мне. У нас протечка в батарее посередине чтобы избежать затопа нужно перекрыть только кран на байспайсе? Или другой из 2х кранов

    • Юлия

      26 декабря, 2017 at 2:41 пп

      Если есть у вас Вайбер могу ли я вам прислать фото кранов . Чтобы вы подсказали какой перекрыть

  • Влад

    2 января, 2018 at 6:05 пп

    проблема ” продавки” батареи решается разницей диаметра стояка и перемычки, к примеру 15 на 10, вам 5 разницы полюбому хватит продавить даже 20 секций

  • Анатолий

    13 марта, 2018 at 11:28 дп

    Сергей, у меня частный дом. Автономное отопление. На тех батареях, перед которыми на байпасе стоят краны, прогрев осуществляется лучше. Хотя “специалисты”, а их было трое, все говорят разные суждения. Первый, монтируя изначальные регистры 20лет назад, наверное по-незнанию, вообще не говорил о байпасе. Со временем, стали менять на более современные, мастер, по моему настоянию, ставил байпас, но с большой неохотно, говоря, что ОН совсем не к чему. А кран на байпас, вообще извращение и удорожание работы. Последний меняя батареи, врезал краны, но говорил, что ему “по-барабану”. За Ваши деньги, любой каприз. Так кто же прав? Спасибо.

  • Радмир

    12 января, 2019 at 9:14 дп

    У меня первый этаж, крана на байпасе нет, батарея питается от обратки. Если убрать/врезать кран на байпас, поднимется ли температура батареи?

  • Татьяна Юрьевна

    11 марта, 2019 at 9:44 дп

    Летом 18года делали капремонт в Шумерле, Чувашия. Купила биметалл сама, накрутили байпасы без кранов, всё тепло проваливается – беда -третью жалобу пишу в Жилинспекцию. Всю зиму мёрзну, батареи сверху в двух секциях тёплые,остальное холодное. Пришли из УК и ЖИ с нагретым градусником в 21градус, так и отписываются. А у меня 5 этаж,один стояк с полотенцесушителем и двумя батареями на кухню и зал. СУКА из Жилинспекции пирометром снял 52 градуса на стояке и 33 гр. на батареях. Молчат в ответах про эти измерения, везде 21 градус нагретый на яйцах отписывают и ссылаются на термометр, а я не моюсь,холодно! Рыбки дохнут. Жилинспекция г. Чебоксары отписала ” пирометры для измерений не предусмотрены”. Как и чем ТВАРЕЙ пробить, живу одна, пенсионерка.

  • Елена

    17 октября, 2020 at 8:35 дп

    Здравствуйте!Пятижтажный дом, 2 этаж. Правильно ли сделано подключение радиаторов? Однотрубное. На стояке кран, и сразу разводка без байпаса к радиатору, краны у радиатора стоят.Спасибо. не знаю как добавить фото

  • Татьяна

    18 октября, 2022 at 5:05 дп

    Подскажите, сделали перемычку, без крана. Поставили новые батареи. Теперь вода идёт в низ, а по батареям не продавливает воздух. Как быть? Что поможет?

Добавить комментарий
Имя*
Email*
Веб-сайт